Японский воин – символ мужественности и верности своему слову. Сами японцы называли его лучшим из людей, что отразилось в пословице: «Среди цветов красуется сакура, среди людей – самурай». Воспитание истинного самурая – «того, кто служит» – с раннего детства строилось на искоренении чувства самосохранения и страха. А с течением времени война и смерть на поле боя превращались для него в смысл жизни, высшую форму добродетели. Кодекс «Бусидо» («Путь воина») развивал в воинах уважение и любовь к оружию и запрещал его беспорядочное использование. Поскольку же военная знать постепенно обретала вкус к красивым и статусным вещам, то вооружение и доспехи самурая становились всё богаче и изысканнее. В период Эдо (1603 – 1867), когда у власти стояли сёгуны из дома Токугава, военное сословие получило чёткое оформление и исключительное право владения мечом, который стал “душой самурая”. Фитинг, или убранство такого меча, постепенно превращается в настоящее искусство, призванное подчеркнуть привилегированное положение японского воина. По убранству катаны могли даже распознать её владельца или прочесть характер самурая.
По легенде японский меч был дарован богиней Аматерасу императорской семье в качестве символа её власти – наряду с зеркалом и украшением из яшмы. И так сложилось, что во все времена этому оружию отдавалось предпочтение, хотя в арсенале самурая были копья, лук и стрелы. Ружья появились достаточно поздно и не пользовались большой популярностью – ведь кодекс «Бусидо» учил самурая убивать врага в открытом бою, а не пугливо издалека. Зато гармоничная пара мечей (дайсё) – длинный (от 60 см) боевой (катана) и короткий (вакидзаси) – были постоянными спутниками самурая. Катана, получивший классический изогнутый вид на рубеже 15-16 вв., стал наиболее популярной формой японского оружия. Меч носили в ножнах за поясом (оби), красуясь его богатой изысканной отделкой. Прославленная в боях катана считалась лучшим приданым, которое невеста могла преподнести своему будущему мужу – самураю. Процесс изготовления катаны – дело трудоёмкое и ответственное. В него вовлечены мастера сразу нескольких профессий: кузнецы, шлифовщики и ювелиры. Кузнецы (кадзи), ответственные за подготовку клинка, принадлежали к ремесленному сословию. По почётности оно занимало третье место – после военной аристократии и фермеров-кормильцев. О значимости оружейного дела говорит и тот факт, что японские историки сохранили в памяти имена 32 тысяч представителей этой профессии. Имя мастера, его регалии, место и время изготовления меча можно обнаружить на хвостовике меча, сняв рукоять. Настоящий самурайский меч мог изготавливаться от нескольких месяцев до полу года. Обладатель такого оружия получал на него паспорт – оригами.
Несмотря на то, что меч можно зрительно разделить на три основные части – лезвие, рукоять и ножны – каждая из них в свою очередь многосоставна. Изготовление клинка – главной части оружия – считается священным актом, а потому перед началом работ мастерскую обязательно «очищают». Клинок получают путём многодневной ковки из чистейшей стали однородного бруска, который состоит из десятков тончайших слоёв металла различной твёрдости. Готовый брусок передаётся другим мастерам, подвергается полировке и прокаливанию, становясь всё более прочным и острым. Помещённый вертикально в водный поток, такой меч должен без труда рассекать надвое плывущие ему навстречу сухие листья. Клинок японских мечей часто украшали гравировкой и даже инкрустацией. Тщательно отполированную режущую часть клинка обозначает волнообразная линия – хамон. Она служит отличительным знаком мастера и одним из важных критериев оценки качества меча. И всё же цука – рукоять самурайского меча – была главным средоточием декоративных элементов и материалов разного рода. Традиционно цука выполняется из древесины магнолии, однако начиная с 19 века в образцах, ориентированных на туриста, её начинает заменять кость. С помощью рисовой кашицы деревянная основа рукояти оклеивается светлой кожей ската. Поверх неё наматывается хлопчатобумажная, шёлковая, реже – кожаная лента, под которую часто подкладывают небольшие плоские украшения из металла (менуки). В результате цука покрывается узором из дорожки светлых ромбов кожи и перекрещённых линий обмотки. Завершает рукоять касира – металлическое навершие. На стыке же рукояти и лезвия помещается сразу несколько функциональных деталей, которые при этом не лишены чисто эстетических качеств. Ведь над фитингом катаны работают не только кузнецы и оружейники, но и мастера-ювелиры. Непосредственно соединяет рукоять с хвостовиком меча фучи – металлический цилиндр, украшенный гравировкой или чеканкой. Касира и фучи изначально задумываются в паре, потому их рисунок повторяется либо состоит из двух дополняющих друг друга частей. Далее между двумя сэппа (тонкие пластинки из латуни) помещается цуба (гарда японского оружия). И, наконец, основание клинка закрывает хабаки – металлическая скоба, которая обеспечивает идеальное трение и предотвращает дребезжание меча в ножнах. Цуба – плоский диск, визуально отделяющий рукоять от лезвия. Благодаря обилию декора и фантазии ювелиров, цуба заслуженно стала главным предметом коллекционирования в среде ценителей японского оружия. Изначально она представляла собой цельную металлическую пластину и выполняла роль гарды – заслонки для защиты рук от оружия противника. Кроме того, она предотвращала соскальзывание руки на лезвие и служила равновесной точкой меча. Уже с начала 16 века эту деталь катаны начинают украшать сквозной резьбой, и функциональность всё очевиднее переходит в чистую эстетику. В большинстве случаев цуба имеет круглую форму. Тем не менее, известны и её производные: овалы, скруглённые квадраты, чётырёхлистники, многоугольники и произвольные фигуры. Поле цубы занимают самые разнообразные сюжеты и применяется один или сразу несколько способов декорирования: гравировка, резьба, инкрустация костью и металлами – золотом, серебром, медью, латунью и различными сплавами. Материалом цубы традиционно является металл, лишь на парадных мечах он мог заменяться деревом или покрываться лакированной кожей. Ножны катаны (сая), как и цука, изготавливаются из древесины магнолии и затем покрываются лаком для защиты от влаги. Если меч не использовался как оружие, то ножны и рукоять выполняли роль футляра и их могли оставить неукрашенными, «белыми» (сирасая). Такой же приём использовали для маскировки боевого меча, запрет на ношение которого был введён в конце 19 века. Обычно же сая выдержана в едином стиле с цукой – с использованием кожи ската, листового золота, инкрустации, лаковой миниатюры. Отверстие ножен, которое японцы образно прозвали «пастью карпа», обрамляется пластинками из рога или кости. Известен редкий вариант двойной саи, когда внутренние ножны заменяются по мере изнашивания, в то время как внешние, с богатой отделкой, сохраняются. Чаще же обновляется весь фитинг меча – за время жизни владельца клинок могли «переодевать» несколько раз.
В ножнах большого меча имелся боковой кармашек для маленького ножечка (около 10 см), которым самурай пользовался в самых разных случаях. Он состоял из двух частей – лезвия (когатана) и рукоятки (козука). Козука создавалась из различных комбинаций металла – железа, меди, серебра и золота. При изготовлении деталей фитинга, таких как цуба, менуки и козука мастера часто прибегали к использованию сплавов, в частности, сакидо (из золота (4-10%) и меди (90-96%) и сибуиши (из серебра и меди в разных соотношениях).
Сословие самураев давно стало частью истории, а вот катана прекрасно чувствует себя и в третьем тысячелетии. Потомственные мастера (иногда в « -дцатом» колене) бережно хранят традиции и технологии создания самурайского меча. В этой преемственности они доходят до абсолюта. Например, всё так же полируют клинок пятью камнями разной зернистости – в знак уважения к традициям. Владение настоящим японским мечом должно накладывать определённый отпечаток и на личность коллекционера, к которому переходит вся ответственность за его бытование.Подробнее