понские свитки представляют собой ярчайшее явление в истории мировой культуры. На них с необычайной убедительностью нашли свое воплощение гармония, поэтическая красота природы и величие Вселенной - все то, что является неотъемлемой частью картины мира каждого японца. На острова свитки попали из Китая в 6-7 вв. вместе с буддизмом и служили иллюстрациями к буддистским сутрам, которые рассказывали монахи. Медленно разворачивая подобный свиток, зритель как будто читал длинную книгу их путешествий.Свитки могут быть вертикальными и горизонтальными, первые свитки (э-маки) делали из шелка или бумаги, наклеивая на шелковую подкладку и присоединяя к деревянному шпунту с левого конца. Свиток наматывали вокруг шпунта и перевязывали плетенным шелковым шнуром. В среднем они были тридцать сантиметров по ширине и девять-двенадцать метров в длину. Если до XII века свитки носили только религиозный характер, то после выхода в свет романтического романа о любовных похождениях Принца Гэндзи, в их сюжетную линию проникает также и изысканный мир аристократов. При помощи художественного приема «фуки нукэ ятай» (унесенные крыши) появилась возможность заглянуть в «таинственную» жизнь императора и его двора с высоты птичьего полета, в воздушной перспективе.В XV-XVI вв. в Японии зарождается архитектурный стиль «сеин-дзукури» и традиционный живописный или поэтический свиток становится его неотъемлемым элементом. Первые свитки были выполнены в стиле монохромной живописи («сайбокуга»). В японском языке существуют два равнозначных термина, обозначающих монохромную живопись: «суми-э» (картина тушью) и «суйбокуга» (картина водой и тушью), или чаше просто «бокуга» (картина тушью). С течением времени для получения цветного изображения свитки начали расписывать минеральными красками. Обычно сюжетная линия дополнялась каллиграфическими надписями, в которых художник цитировал классические строки поэзии или писал стихи собственного сочинения. Надо отметить, что японская живопись этого периода характеризовалась особой статичностью и была направлена, прежде всего, на отображение состояния души. По этой причине японские свитки изначально носят интимный характер и не предназначены для того, чтобы их вывешивали на стенах. Их вынимают лишь иногда, например, во время чайной церемонии по случаю смены поры года, чтобы полюбоваться и наполнить душу красотой. Традиционно их помещают вместе с композицией из цветов в специальной нише – “токонома”. В остальное же время свитки бережно хранят в специальных коробках («томобако»).Подробнее