• О проекте
  • Новости
  • Ссылки
  • Контакты
  • Африка
  • Япония
  • Тибет
  • Китай
 
rueng

 
карта сайта
Япония
Тибет
Маски
Маски
Маски
Япония
Нэцке
Африка
Япония
Вещи далеких стран
Япония
  • 2010-08-15-16-14-37
  • 2010-08-15-16-23-04
  • 2010-08-15-16-14-37
  • 2010-08-15-16-23-04
  • 2010-12-17-00-18-26

  • Нэцке
  • Ксилография
    • Цукиока Ёситоси
    • Утагава Куниёси
    • Утагава Ёситора
    • Уэмура Сёэн
    • Мигита Тосихидэ
    • Утагава Ёсицуя
    • Миягава Сюнтэй
    • Ёсю Тосинобу
  • Свитки
  • Бронза
  • Кость
  • Цубы
  • Фитинг
  • Мебель
Цукиока Ёситоси

укиока Ёситоси (1839-1892) - последний великий мастер традиционной японской гравюры укиё-э, принадлежавший к школе утагава. Енэдзиро (настоящее имя художника) был сыном богатого торговца, купившего себе статус самурая (военно-феодальное сословие мелких дворян). Нежелательный ребёнок в своей семье, Енэдзиро в три года был отдан на воспитание дяде. В 11 лет мальчик поступил в ученики к известному мастеру Куниеси Утагава, который дал ему имя Еситоси. Уже через три года он издаёт свою первую гравюру – триптих о военно-морском сражении. С его работ на нас смотрят две Японии: строгость эпохи Токугава (1603 – 1868 годы) с правлением сегуната и начавшаяся в конце 19 века эпоха всеобщей реставрации Мэйдзи («просвещённое правительство»). Еситоси по праву шел в авангарде японского искусства, сумев передать свое видение традиционных сюжетов старой школы укие-э (с яп. «образы изменчивого мира») с характерными для нее картинами обыденной жизни при помощи нововведений западной техники (перейдя от традиционного, облачного, растительного окрашивания к яркому анилину). Основные темы его работ: воинские сражения – (яп. «муся-э»), например, «Зерцало знаменитых полководцев великой Японии» (1878-1886 годы), эпизоды из истории Японии и Китая («Сто видов Луны», 1885-1892 годы), гравюры с изображением актеров театра Кабуки (яп. «якуся-э») и красавиц (яп. «бидзин-га»), например, «История о куртизанках из чайного дома Хасимотоя».

Живое воображение и мастерство Цукиока отобразили не только два исторических времени, но и два измерения: реальность и потусторонний мир. Особое место в его творчестве занимают сюжеты со сценами насилия и смерти («Коллекция садизма и крови», 1866 год, «36 новых историй о привидениях», 1892 год). Работы на эту тему заставили многих критиков как внутри страны, так и за рубежом, предположить, что Eситоси был душевнобольным. В подобном утверждении была правда, хотя и частичная. Голод и острейшая нужда, которые испытывал художник, наносили непоправимый вред его душевному здоровью. Но не следует также забывать, что кровавые натуралистические сцены были характерны для многих граверов Японии тех и предыдущих лет. Изображение актов насилия было одной из непременных струн, на которых играли многие известные мастера жанра укиё-э. Середина 50-х годов ХIХ века стала временем экономического, политического и культурного переворота в Японии. Для Еситоси это время связано с личными тяжелыми потрясениями: потеря учителя (Куниеси умирает в 1861 году) и через 2 года смерть отца, отсутствие работы, голод и нищета. В 1863 году его усыновляет Цукиока Сэссай, и художник меняет имя на Цукиока.Примечательно, что уже в 20 лет Еситоси входил в десятку лучших мастеров укиё-э того времени, а в 1869 году он был признан одним из лучших. Впрочем, его слава и признание были еще впереди. А в начале 80-х годов художник буквально умирал от голода. Со своей подругой Окоти он жил в развалившейся хибаре. Они продавали один за другим предметы своего нехитрого скарба, чтобы купить хоть горсть риса, разбирали свой дом на дрова, чтобы согреться. Бытовая неустроенность, помноженная на общие неурядицы в стране, сказывалась на здоровье художника. Он впал в депрессию. В год он готовил всего пару-другую гравюр, да и те были не востребованы. Дошло до того, что его подруга Окоти добровольно решила продать себя в публичный дом, чтобы на вырученные деньги как-то поддержать Еситоси.

Первый громкий успех приходит к нему в 1865 году вместе с серией «Сто историй о китайских и японских приведениях». В 70-х годах история его жизни поменялась к лучшему. Издатели стали обращаться к художнику за новыми гравюрами, ему предложили сотрудничать в одной из газет. Работа газетным иллюстратором укрепила известность Еситоси. Вступив в новый период творчества, он изменил псевдоним и стал подписывать свои рисунки как Еситоси Тайсо (Тайсо - великое воскрешение). Чтобы оценить тематику, определившую в дальнейшем основные линии его творчества, надо представить себе, чем и как жила Япония в то время. Воздействие западной торговли на японскую экономику вылилось в кризис, включая гиперинфляцию и спад производства, к этому добавились неурожаи и голод. Всё это привело к восстаниями, волнениям и гражданской войне, закончившейся в 1868 году восстановлением монархии и началом эпохи мэйдзи. В 1868 году Еситоси засвидетельствовал последнее кровавое сопротивление верноподданных Токугава в Уэно, которых он изобразил в серии «Сто знаменитых воинов в сражениях». А в 1877 году художник стал очевидцем восстания самураев княжества Сацума против императора. Рисованные очерки о ходе восстания и его разгроме пользовались огромным успехом у читающей публики. К 1884 году у Еситоси было более восьмидесяти учеников. Это позволило ему приступить к амбициозному проекту - подготовке серии гравюр на тему «Сто видов луны». В этой серии Еситоси Тайсо отпечатывает целые философские повести о каком-то историческом моменте, известном персонаже или неизвестном человеке, рассказанные в одной гравюре. Объединяющий элемент - луна - присутствует на каждой работе, но везде изображается по-разному. Лейтмотив этой серии - не столько луна во всем своем многообразии, сколько люди со своими эмоциями и переживаниями, запечатленные в остановившемся мгновении "плывущего мира". И сейчас туман сотен лет рассеивается, стоит только взглянуть на шедевры, созданные Еситоси. Неистовство своего времени он заключил во внутренней динамике и психологической напряженности своих сюжетов, изяществе и изломанности своего штриха. Вырвавшись из условности направления укие-э, он развил собственный яркий стиль, полный энергии и страсти.

На смену ощущению неустрашимой решимости и фантастической мощи при виде его свирепых воинов («100 знаменитых воинов в сражениях», 1868 год) приходит трепет от утонченности и проницательности, с которыми он запечатлел обитательниц «зеленых кварталов» родного Эдо («32 взгляда на обычаи и манеры», 1885 год). Последней работой великого мастера была серия гравюр «36 новых историй о привидениях». Полностью отдавшись работе над этой серией, Еситоси подрывает свое хрупкое душевное равновесие и вновь заболевает. Его поместили в лечебницу, но он ушел оттуда, чтобы провести оставшиеся дни в полном одиночестве. Гениальный мастер укие-э умирает в возрасте 53 лет, оставив после себя около 500 серий гравюр и сотни отдельных листов с отображением настроений в японском обществе своего времени.
Подробнее

36 новых историй о привидениях 
100 видов луны  Посмотреть все работы
Разные работы 
 
 
 
Все права принадлежат "Галерее Вадима Зверева"  © 2010
Подписаться на RSS feed-image